Мастерская Иконы под старину. Иконы оптом. Продажа икон
Необычные Иконы
Необычными они являются лишь с точки зрения современного православного христианина, а в другую эпоху или на другом континенте были и продолжают быть тем, чей смысл мы вкладываем в слово "икона". Каждый из нас видит сердцем своим нашего Господа по своему. Стоит ли удивляться тому, что каждый народ видит Иисуса похожим на себя? Если Иисус в нас, то наверное и мы хотя бы немного в Нём.
И обязательно исполнится: «Блаженны чистые сердцем, ибо узрят они Бога».
Необычные иконы Святой Троицы – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.
Смесоипостасная икона «Святая Троица» - большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. Одна из подобных икон была подарена Екатерине II. Она передала ее на рассмотрение Священному Синоду (государственный орган управления церковью), который запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время.
В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.
Слева представлена фреска, датируемая эпохой раннего христианства, а справа икона «Троица смесоипостасная», написана неизвестным мастером из Тобольска в 1729 году. Находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска до 1926 года, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее.
Точное происхождение христианства в Индии остаётся неясным, но считается общепризнанным, что оно появилось настолько давно, что распространилось там задолго до появления во многих странах Западной и Восточной Европы.
Согласно преданию индийских христиан, Апостол Фома привёз христианство в Индию в 52 г. Прибыв в Северо-Западную Индию, окрестил царя Гондофара и его брата, что ознаменовало рождение христианства в Индии. Основал там Семь церквей апостола Фомы, а также читал проповеди на территории нынешних штатов Керала и Тамил-Наду. Он принял мученическую кончину - был убит брахманом на Горе Святого Фомы в Ченнаи, и был погребён на месте нынешнего Кафедрального собора святого Фомы.
Вторая волна христианизации пришлась на эпоху португальской колонизации Индии после экспедиции Васко да Гамы в 1498 году.
Аномалией для христианской традиции является кастовая система у христиан Индии, она имеет глубокие корни в индийской традиции и является своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Дискриминация по отношению к низшим кастам или социальным группам среди индийских христиан во многом напоминает дискриминацию, распространённую в индуизме. Христианство — третья по численности религия Индии. Число последователей по переписи 2001 составляет около 24 млн человек.
Христианство в центральную и южную Америку привезли испанские конкистадоры. Конкисту называют последним "крестовым походом", ибо ее участники обосновывали свои действия и поступки религиозными взглядами, ссылками на церковных авторитетов, на христианские доктрины. Но насильно крещенные индейцы отнюдь не превращались в христиан — они оставались теми же язычниками, поклонявшимися теперь вместо Уицилопочтли и Кукулькана — богоматери и многочисленным католическим святым, иконы которых обладали чудесной силой — исцеляли болезни и вызывали дождь. Монахи действовали хитро: уничтожив языческих идолов (за семь лет францисканцы уничтожили двадцать тысяч изваяний индейских богов), они приспосабливали старинные языческие обряды к церковным церемониям. Индейцы приходили в храм, как и прежде, в головных уборах из перьев, увитые гирляндами цветов, водили хороводы и пели у алтаря песни в честь Святой девы Марии.
В северной Америке христианство проповедовалось французским орденом иезуитов. В 1611 году во французскую колонию в Квебеке впервые прибыли первые два монаха из монашеского ордена иезуитов. Чтобы привлечь индейцев к христианству, иезуиты также приспосабливали христианство, применяя в католических обрядах различные индейские религиозные предметы.
У современных индейцев различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, тотемизм) сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых районах Америки, большинство же индейцев - христиане.
На протяжении многих столетий самобытная культура Китая развивалась в замкнутом изолированном пространстве. Этому способствовало само географическое положение страны, отгороженной от остального мира пустынями, горами, океаном, и знаменитой Великой стеной.
Существует легенда, появившаяся в XIII веке о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае, проповедуя, и оставил там несколько учеников. Но первое документально подтвержденное свидетельство о знакомстве китайцев с христианством относится к VII веку, времени правления династии Тан.В 635 году небольшая группа христианских миссионеров во главе с епископом Алобэнем прибыла из Персии в Чанъань, в то время — столицу Китая. Они были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести христианские тексты для дворцовой библиотеки. В китайском языке их учение получило название «цзинцзяо», что можно перевести как «сияющая религия».
В 638 году император Тайцзун впервые в истории Китая издал указ о веротерпимости. Указ гласил, что «не существует дао с постоянным именем, не существует мудреца с постоянным обликом» и оценивал религию христиан как «благоприятную для вещей и людей». Император также дал распоряжение о строительстве в столице монастыря с двадцатью одним монахом.
На сегодняшний день свобода вероисповедания изложена в конституции только для следующих признанных государством религий: католичество и православие, протестантизм, буддизм, даосизм и ислам, образующие так называемое «патриотическое объединение». Христиан в Китае около 90 млн. человек.
В разные периоды истории Китая были несколько жестоких гонений христиан. Жертвами преследований были европейские миссионеры и христиане китайского происхождения. 120 китайских мучеников — группа святых Римско-Католической Церкви, канонизированных 1 октября 2000 года Римским папой Иоанном Павлом II.
Христианство в Японии появилось в середине 16 века. Вера Христова здесь пришла на языческую почву, традиционная религия японца представляла собой тогда симбиоз буддизма, синтоизма и конфуцианства. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск — иезуит Франциск Ксаверий. В 1549 году он прибыл в южный японский город Кагосима, где основал небольшую римско-католическую общину. Впоследствии усилиями иезуита появились христианские центры в Ямагути и Киото. В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих. В 1597 году он распял на крестах 26 христиан за нарушение приказа. Репрессивную политику продолжил и его преемник Токугава Иэясу, основатель сёгуната Эдо. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. Разрушение церквей и массовые показательные казни заставили христиан перейти в подполье. Только в 1873 году, под давлением извне, японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его.
Христианство наложило глубокий отпечаток на культуру Японии. Несмотря на уничтожение всего, что хоть как-то было связано с христианством, сохранились произведения искусства на евангельскую тематику, до наших дней дошли песни и баллады воспевающие подвиги японских мучеников за веру. Христианские идеи любви, милосердия к ближнему, свободы и равенства способствовали возникновению японского либерализма, а затем — парламентаризма. Усилиями христианских проповедников появилась новейшая японская система образования. Японские христиане были основным двигателем в общественных движениях за запрет пьянства и проституции. Благодаря христианским организациям в Японии были созданы многочисленные благотворительные общества, больницы, центры инвалидов, детские дома. В Японии есть и православная церковь — автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек.
Географически Африка находится совсем рядом от мест зарождения христианства, поэтому неудивительно, что христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году, через 9 лет от распятия Христа.
Во время колонизации Африки европейцами, начавшейся с греческой колонизации 5-6 веков (знаменитый Карфаген), христианско-африканские церкви стали отходить от церквей западного направления, сочетая элементы христианства и местные традиции. Изначальной целью был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
В начале XX века количество церквей существенно выросло. Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.
Сегодня во всей Африке насчитывается около 380 миллионов христиан.
К моменту проникновения европейцев в Австралию население этой части света придерживалось различных местных культов. Для австралийцев-аборигенов был особенно характерен тотемизм — одна из наиболее ранних форм религии. Широкое распространение среди коренного населения Австралии получила и вера в магию. Существовали также вера в духов и душу, фетишистские представления.
В 1770 году британская экспедиция Джеймса Кука на корабле «Индевор» исследовала и нанесла на карту восточное побережье Австралии, впервые высадившись на берег 29 апреля в заливе Ботани. Вскоре после плавания Кука в Англии было решено колонизировать открытую им страну. Решающее значение имело обретение независимости 13-ю североамериканскими колониями. Тем самым, Англия лишилась не только огромных территорий Нового Света, но и возможности отправлять туда ссыльных. Именно поэтому первоначальное освоение Австралии происходило в форме организации там каторжных поселений. Священники, появившиеся в 1788 году. вместе с заключенными, были англиканами. Англиканская Церковь начала миссию среди кочевых аборигенов.
В целом судьба коренного населения схожа с судьбами индейцев - в середине XIX века оставшееся коренное население было перемещено, частью добровольно, частью насильно, в миссии и резервации. Однако история Джеймса Кука не дает усомниться в том, что они и сами не были ангелами. К 1921 году общая численность аборигенов Австралии сократилась до 60 тыс. человек. Интересно, что на иконе слева Иисус как бы укрывает аборигенов от белых людей, несущих им христианство.
Пятый континент в разное время заселяли иммигранты со всех концов света. В итоге австралийцы стали многонациональным и многоконфессиональным народом. При этом большинство среди населения белых англосаксов сделало ее почти целиком протестантской.
Вернувшись в Европу на 17 веков назад вспоминаем Святого Христофора.
22 мая Православная Церковь празднует день памяти Святого, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором для отречения его от христианства, сами стали христианами.
Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому сказанию, Святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. Нигде не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.
В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В своде житий XIII века сказано, что Христофор (тогда еще носивший имя Репрев) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.