Православные праздники
По предмету воспоминаний православные праздники разделяются на праздники Господские, Богородичные и праздники Cвятых. По важности событий общие праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в свою очередь делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму - двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему - недвунадесятые.
По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные. Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты - по старому и новому стилю. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова, а во главе подвижных - праздник Пасхи.
Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения - это первый и самый важный праздник в Новозаветной Церкви. В ряду Господских праздников он занимает центральное место, неслучайно о нем говорят, что это "праздник из праздников и торжество из торжеств". Пасха завершает многодневный Великий пост. Священники облачаются в светлые одежды, также торжественно одеваются в этот день верующие. Особенно торжественна божественная литургия, которой предшествует крестный ход в полночь вокруг храма. Дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных факторов (праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все переходящие праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
К двунадесятым переходящим праздникам относятся
Двунадесятые непереходящие праздники отмечаются в одни и те же дни. К ним относятся
К великим недвунадесятым праздникам, относятся пять дней:
Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.
Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии. Кроме того, праздники подразделяются на общие, которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные. По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников.