икона Благовещенье 15 век (Рублев)
Благовещенье 15 век (Рублев)
Описание иконы
Икона Благовещения посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом . Архангел был послан на землю сообщить, что Пречистая избрана на Предвечном Совете послужить делу Боговоплощения, и от Ее решения зависит судьба человечества и мира.
Иконография праздника очень давняя, наиболее известная икона - из иконостаса Благовещенского собора Кремля, принадлежащей московской школе. Создание иконы приписывается Андрею Рублеву и относится к 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца.
Русские иконостасы были большими и высокими, поэтому, приступая к написанию иконы, Рублев всегда имел в виду, что любой, входящий в храм, должен с первого взгляда узнавать образ, считывая его сюжет издалека по силуэту, жесту и цветовой гамме.
Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново.
Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении.
Фигура Архангела Гавриила едва касается земли, паря над ней. Его правая нога далеко отстоит от левой, согнутой и готовой преклонить колено перед Марией. Одно его крыло раскрыто, другое, в знак приветствия, поднято. Этот жест сегодня вошел в богослужение и знаком по дьяконскому движению во время чтения ектеньи, поднимающим правую руку в честь приветствия.
Образ Богородицы вторит ритмическому рисунку Архангела: Она наклонила голову в его сторону в знак согласия. В руках Мария держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Поэтому часто на других иконах мы видим на груди Богородицы образ Иисуса Христа.
Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха.
Восседает Богородица на престоле, покрытом двумя подушками красного и зеленого цветов. Красный цвет - цвет радости и жертвенности, напоминающий о будущем распятии, ожидающем Иисуса Христа, и жертвенности Богородицы. Зеленый - цвет жизни и обновления, с которыми неразрывно связан праздник.
Икона полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. Особенную праздничность придают иконе золотистый фон и яркие красные пятна. В ней нет и следа от той мрачности, резкости и порывистости, которую несли византийский и греческий стили. Иконы Андрея Рублева отличают особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих единую симфонию, Рублев – признанный гений цветовых решений, тонко чувствующий сочетаемость цветов и их оттенков. Он впитал все самое лучшее от византийского и греческого стилей, создав свой, неповторимый, который сегодня известен как русская иконописная школа.
Дата Празднования
7 апреля (по старому стилю 25 марта).Последние просмотренные
Похожие иконы
Возможно купить иконы оптом, купить икону в розницу и по вашему лику. Мы изготовим ее на заказ





















