Православные праздники
Святая Троица
Как видно из второго названия этого праздника он совершается на пятидесятый день после Пасхи. Двойное название праздника отражает и две религиозные идеи заложенные в его содержании.
Христианское вероучение открывает нам понятие о едином Боге, который существует в трех лицах: о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. При этом Богов не три, а один. Для рационального мышления этот догмат фактически непостижим. Мы, христиане, верим в тайну святой Троицы на основании Божественного Откровения. Сам Иисус Христос, посылая своих учеников-апостолов на проповедь сказал им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», (от Матфея гл. 29 ст. 19). В другом Евангелии апостол Иоанн Богослов также ясно свидетельствует не только о троичности Бога, но и об абсолютном равенстве Божественных Лиц между собой: «Три свидетельствуют о небе (т. е. о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино (от Иоанна гл. 5 ст. 7). Апостол Павел обращаясь к коринфским христианам, говорит: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2-е послание к Коринфяном гл. 13 ст. 13).
Косвенным объяснением этой непостижимой тайны Божества могут быть примеры из жизни мира, который являясь творением Божиим, убеждает нас в троическом единстве Творца. Например: речь у всех народов земли имеет три лица я (мы), ты (вы), он (они): время имеет прошлое, настоящее, будущее; состояние матери: твердое, жидкое и газообразное; весь разнообразный спектр цветов слагается Их трех основных цветов: красного, синего желтого; человек проявляет себя через: мысль слово и действие; сам человек есть триединство — состоит из тела, души и духа; спасение нашей достигается путем следования трем христианским добродетелям: вере, надежде и любви и так далее.
Итак, понять тайну святой Живоначальной Троицы можно только сердцем, через искреннюю веру в догматы Православной Церкви.
Другое название этого праздника — Пятидесятица. Прочитав пятую по счету книгу Нового Завета — книгу Деяний святых апостолов, мы узнаем о сошествии Святого духа на учеников Иисуса Христа в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Христа Спасителя.
В этот день апостолы вместе с Божией Материю находились в одном доме в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного урагана, и наполнил дом. В это же время появились язычки пламени и остановились по одному над каждым из апостолов. Все получили обильный дар Святого Духа и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обещанию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю ветхозаветного праздника Пятидесятицы, который проходил в Иерусалиме этот же день, в городе собралось очень много людей из разных стран. К ним со своей первой публичной проповедью обратился апостол Петр. Апостол поведал многочисленной толпе, что только что на учеников Иисуса Христа сошел Дух Святый и самым убедительным доказательством этому служила необычайная способность апостолов проповедовать на всех языках того времени. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали и по призыву апостола изъявили желание креститься. Уверовавшие в Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек.
Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться при помощи Божией; число верующих день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Сожнем, о Его страданиях за нас и о воскресении из мертвых. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по различным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедывания учения христианского, апостолы посвещали епископов, священников и диаконов.
Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в святом таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после таинства Крещения.
Итак, праздник этот заключает в себе двойное торжество: — и в прославлении святой Живоначальной Троицы и в прославлении Святого Духа, видимо сошедшего на апостолов.
Первый день Пятидесятицы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу святой Живоначальной Троицы; и этот день верующие называют Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется он Духовым днем.
Особенностью богослужения этого праздника является Троицкая вечерня, которая совершается сразу после обедни: на этой вечерне все молящиеся первый раз после Пасхи встают на колени и слушают продолжительные по времени и умилительные по содержанию молитвы святого Василия Великого. В них мы исповедуем грехи наши перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об умерших наших братьях и сестрах, да упокоит их Господь в небесном отечестве.
Иконы к празднику Святая Троица
икона Троица
читать далее
Троица (Рублев) 15 век
читать далее
Троица 14 век
читать далее
Троица Живоначальная
читать далее
Троица Ветхозаветная
читать далее
Троица из Углича
читать далее
Троица Новозаветная (Отечество)
читать далее
Отечество
читать далее