Главная Отзывы
Последний отзыв
Огромное спасибо и поклон вам за ваши великолепные работы. Получила посылку с иконами на кануне Светлого Христова воскресения. Такой замечательный подарок к празднику получился. Спаси вас Господи! Вы приносите людям радость.
Елена
Иконы Иконы Багет Православие Как купить иконы Скидки
Сейчас в интернет-магазине действует акция
Вы размещаете ссылку на своем сайте или на странице в социальных сетях на наш сайт - мы даем скидку 3% для заказов на общую сумму менее 10 тысяч рублей.
Корзина

Православные праздники

Страстотерпцев Бориса и Глеба

Борис и Глеб - первые канонизированные Русской Православной Церковью святые. Их имена, открывающие собой наши святцы хронологически, в то же время открывают их мистически; впервые в отечественной истории был явлен тот образ безрассудного, казалось бы, самопожертвования, который потом будет воплощаться в ней неоднократно - в разные эпохи, в разных ситуациях…

Православный календарь сохранил для нас в первую очередь языческие, данные им еще до крещения, имена обоих братьев, родных сыновей равноапостольного князя Владимира (Борис при крещении был назван Романом, а Глеб - Давидом). В 1015 году, после смерти их отца, великокняжеский престол должен был - согласно тогдашним законам наследования - перейти именно Борису, который, однако, не стал его оспаривать у захватившего власть Святополка, пасынка князя Владимира.

Борис не только не борется за великокняжеский престол, но даже отряжает к Святополку посла с более чем странной (в данных-то обстоятельствах!) просьбой: «Ты будь мне отцом, ты - брат мой старший!» А «старший брат» посылает - вместо ответа - к Борису убийц, Застав его за чтением молитв всенощного бдения, они терпеливо дожидаются конца службы, по завершении которой Борис обращается к образу Спасителя со словами: «Сподоби меня принять страдание не от врагов, а от брата», а потом ложится на постель и позволяет наемным убийцам пронзить себя копьем. Рана не была смертельной, но Борис и на этот раз отказался бороться за свою жизнь, умолив мучителей «окончить повеленное». И, приняв роковой удар, он испустил дух. Далее разворачивается второй акт этой духовной драмы. Святополк, не удовлетворившись одним убийством, вызывает к себе в Киев Глеба, которого он заманивает ложным известием о тяжелой болезни отца, князя Владимира (к тому времени уже умершего). По дороге Глеб встречает гонца от своего брата Ярослава Новгородского, который, сообщив о смерти Бориса, предупредил князя о готовящейся засаде. Глеб прерывает путь и останавливается, чтобы возвести молитву об упокоении души брата. В это самое время его и настигают вооруженные убийцы. Смертельный удар князю наносит ножом его собственный повар. Бездыханное тело Глеба разбойники бросили на берегу речки, опустив его между двумя бревнами. Над этим местом впоследствии временами возникало дивное сияние и раздавалось ангельское пение.

В 1019 году, через четыре года после кончины князя Глеба, здесь были обретены его нетленные мощи. Их перенесли в Киев, где уже покоилось тело Бориса.

Ярослав Мудрый, брат убиенных, настаивал на канонизации страстотерпцев, однако духовные власти Константинополя отказывались причислить их к лику святых: слишком уж недавно, по их мнению, была просвещена Русь светом Христовым, чтобы в ней так скоро могли появиться угодники Божии. Прославление братьев состоялось лишь в 1078 году. Случилось это так. Когда мощи князя Бориса перекладывали из старого гроба в новую раку, церковь наполнилась дивным благоуханием. Присутствовавший в храме греческий митрополит Георгий, который до этого долго противился прославлению братьев, был несказанно поражен совершившимся чудом. Тогда же, прикоснувшись к находившимся здесь же мощам Глеба, получил исцеление князь Святослав, сын почившего к тому времени Ярослава Мудрого. Впоследствии, уже при Владимире Мономахе, в честь братьев-страстотерпцев в Киеве была выстроена особая церковь. Там их мощи и покоились до 1240 года, когда они бесследно исчезли во время татарского нашествия.

Подвиг Бориса и Глеба - подвиг в высшей степени парадоксальный. Не бороться за свою жизнь, не отстаивать свои права, безропотно склонять голову под меч наемного убийцы… Но оправдана ли, скажут, эта «чрезмерная» кротость? Да, оправдана, ибо попытка (ценой собственной жизни!) остановить «волну насилия и злобы» оборачивается непосредственно-действенным повторением крестного подвига Спасителя; Христос, несмотря на злобные насмешки мучителей, не пожелал сойти с креста, и Борис с Глебом, принося себя в жертву братоубийственному миру, безмолвно, «без позы и фразы», стали исполнителями евангельского закона.

    Мастерская - интернет магазин Иконы под старину. Иконы оптом. Продажа икон.

    НАВЕРХ